«Никаких правил не существует»: 14 СОВЕТОВ РЕЖИССЕРАМ ПО РАБОТЕ С АКТЕРАМИ.
Эрика Фэй, режиссер и преподаватель драматического факультета Йельской школы драмы (которая недавно вошла в список лучших вузов для актеров, по версии The Hollywood Reporter) написала для издания Filmmaker Magazineстатью о продуктивном взаимодействии режиссера с актерами.
У многих режиссеров от мысли, что придется взаимодействовать с актерами, может возникнуть паника. Режиссерам, которые когда-то были, скажем, операторами или имели опыт работы на площадке, будет проще найти общий язык с командой или готовить блокинг, но когда возникнет необходимость делать замечания актерам, и им станет не по себе.
Не удивительно, что может возникнуть такое волнение. В отличие от команды, с которой режиссер за время съемок успевает выстроить рабочие отношения, многие актеры появляются на площадке всего на несколько дней. Поэтому понятно, почему режиссеры переживают, как будут «правильно» направлять их игру.
Но суть в том, что нет никакого «правильно».
Для начала, краткое замечание о тех, кого называют актерами. В киноиндустрии предостаточно стереотипов об актерах. Но все они, как и большинство стереотипов, всего лишь фантазии, из-за которых сотрудничество между актерами и режиссерами портится еще до того, как начнутся сами съемки. Вы удивитесь: не все актеры одинаковые. Не все актеры экстраверты. Не все актеры любят внимание. Не каждый актера «дива». Конечно, некоторые из них любят быть в центре внимания, но есть много тех, которые на самом деле довольно застенчивы, скромны или замкнуты. Этот список фактов, опровергающих распространенное мнение, можно продолжать. Поэтому все советы по работе с актерами, которые начинаются с фраз «никогда не делай этого» или «всегда поступай так», просто не имеют смысла. И все же таких «правил» вокруг несметное количество.
Здесь нет универсального ответа. Актеры — творческие личности, и у каждого есть собственный подход. Так что, если вы делаете первые шаги в режиссуре, лучше всего начать со знакомства с ними.
И все же вы можете думать, что…
«На площадке к актеру нужно относиться как к кому-то „особенному“».
Возможно, это было верно в старом Голливуде, но сегодня актер — одна из наименее привлекательных профессий. Конечно, случаются страшные истории про то, как актеры теряют самообладание на площадке, но, как правило, многие артисты невероятно благородные люди, которым не требуется особого внимания. Они просто художники, которые хотят выложиться по полной в вашем фильме.
Если в вашей картине актерам нужно углубиться в роль, быть дико эмоциональными, имитировать смерть, секс, боль, экстаз и другие крайние проявления человеческого опыта, они наверняка захотят, чтобы для них создали определенные специфические условия, которые помогут достичь нужного состояния. Если они не попросят об этом сами, поинтересуйтесь, что им нужно. Не потому, что иначе они поведут себя неадекватно, но потому, что имитировать такие состояния — действительно сложная задача, и наверняка вы сами хотите, чтобы они сделали все максимально хорошо. Вы сильно удивитесь, когда обнаружите, что большинство актеров попросят не поставить туалет в свой вагончик и не принести экзотические чаи, а просто провести с ними чуть больше репетиций или больше времени на площадке.
«Неверное замечание может „убить“ игру актера».
Конечно, некоторые актеры очень чувствительны и могут временно свихнуться от какого-то замечания… или еще хуже — застыть. Скорее всего, таких вы вычислите уже на прослушивании. Но даже если вам попадется самый чувствительный актер и вы поймете, что он за человек, почувствуете, как лучше сформулировать свое замечание и когда его лучше делать. Большая часть актеров привыкла получать обратную связь. Но что бы вы ни сказали, не заставляйте их делать то, что им не под силу.
С другой стороны, актеры, как правило, очень хорошо чувствуют других. Если они почувствуют, что вы стараетесь их не обидеть, то могут спросить себя, а не настолько ли плоха их игра, что вы даже скрываете от них правду. Есть и другие артисты — из серии «Я смогу это сделать». Такие предпочитают оставить всякую деликатность и напрямую услышать замечания режиссера. То есть главное — это узнать, что за личность ваш актер, а не самонадеянно раздавать замечания типа «холодно» или «горячо».
«Никогда не читайте текст за актера».
Ну да, это не самый мудрый поступок. Во многом потому, что вы не актер. И даже если вы блестяще прочитаете текст, не в этом дело. Дело в том, что не вы играете эту роль, а те слова, которые вы слышите в своей голове, достоверно звучат только там. Но сам герой существует не в голове: его воплощает актер, и этот актер никогда не сможет сыграть роль в точности так, как вы сами ее видите в своем воображении.
Несмотря на это, мне встречались актеры, которым нравилось, когда режиссер читал реплики. Если они почувствуют, что режиссер сознательно избегает этого и предпочитает пространно описывать, как он «слышит» те или иные слова, то просто попросят его все-таки самому сыграть их. В конце концов, это будет наиболее целесообразный способ добиться того, что вам нужно. Все-таки актер хочет, чтобы не только он сам был доволен своей работой, но и вы были довольны ею.
«Вам придется обсуждать историю персонажа и его развитие, так ведь?»
Вы уже улавливаете? Актеры часто по-разному проходят этот процесс. Одни остаются «в образе» в течение всех съемок, другие входят в образ и выходят из него практически без подготовки. Поэтому, если с одним артистом вы могли подолгу разговаривать о детстве персонажа, то с другим этого может и не понадобиться.
«Чтобы добиться чего-то от актера, надо просто сказать ему правильные вещи».
Фразы вроде «Я хочу, чтобы Мэри…» вызывают сомнение, так как, чтобы «заставить» актера вести себя определенным образом, нужен полный контроль над ним. Конечно, есть режиссеры, которые суперточны и проницательны, и в некоторых случаях это действительно великие художники. Но на самом деле очень редко бывает, когда режиссер точно понимает, как все будет выглядеть в деталях.
Будет полезнее, если вы начнете думать об актерах как о равноправных с вами художниках. Даже слова вроде «мои актеры» (или «мой монтажер» или «мой оператор» и т.д.) могут раздражать, потому что они на самом деле не «ваши». Они — актеры (как и монтажеры и операторы), с которыми сейчас работаете вы, а на следующей неделе или в следующем месяце уже кто-то другой. Они — актеры, с которыми вы создадите удивительных героев. Режиссеры, которые склонны считать актеров такими же художниками и соавторами, добиваются от них большего, чем те, кто воспринимает артистов просто как моделей, воплощающих их собственные представления.
Давайте вместо «правил», о которых надо забыть, мы поговорим о тех, которые стоит знать.
Позитивная обратная связь работает.
Мы не поставили это правило в кавычки, потому что оно действительно работает. Это не потому, что всем актерам нужны комплименты. Скорее потому, что если люди знают, что делают что-то хорошо, им будет легче добиться еще более высоких результатов. Гораздо тяжелее, когда говорят, как не надо было поступать. Поэтому, если вы делаете замечания актеру, попробуйте начать с того, что у него получается. Не только потому, что так он не будет чувствовать, что ошибается, а потому что ему важно знать, что его энергия и стиль вам нравятся. И вы подскажете ему, в каком направлении нужно идти.
Сначала поговорите с актером о том, что он уже сделал, и только потом рассказывайте, что нужно делать дальше.
Съемки — очень напряженный процесс. На них всегда мало времени. Но замечали ли вы, как часто члены команды просят поговорить с вами несколько минут? Это все замечательно, но вы тратите на это время, которое могли провести с актерами. К моменту съемок работа закипает, так как нужно уложиться в расписание, и режиссер успевает делать замечания актерам только между дублями. Это нормально, актеры все понимают и умеют работать быстро. Но вы очень им поможете, если выделите время и поделитесь своими соображениями насчет того, что они сделали, а не станете раздавать дальнейшие указания. Вы дадите актерам ценную информацию о том, как воспринимаете их игру, и вместе сможете развить их стиль. И тогда они лучше поймут ваши замечания.
Вы должны работать согласованно с командой
На съемках разные люди могут подойти к актерам и начать делать замечания и поправлять их, а вы со своей стороны должны сделать все, чтобы они не запутались. Например, сначала вы можете сказать актеру, что ему разрешается вольно обращаться со сценарием в такой-то сцене, а потом скрипт-супервайзер начнет поправлять его реплики. Вы, возможно, этого не заметите (в своей суперзанятости), но именно такие вещи выведут артиста из себя… Разве ему разрешили не сосредотачиваться на заученном наизусть тексте, чтобы потом отчитывать за это между дублями? Так что убедитесь, что ваша команда также в курсе всего, чтобы минимизировать ее замечания к актерам.
Дубли должны быть единообразными или разнообразными?
Иногда — то ли из-за освещения, или камеры, или тонкой разницы в интонации или тайминге — вам требуется, чтобы актер сыграл дубли одинаково. В другой раз вы захотите увидеть разные версии одной сцены. В обоих случаях все будет нормально, но главное — дайте актеру понять, что именно вам нужно. Иначе фраза «Еще один дубль» его может запутать, и он захочет узнать, почему он нужен.
Меняйте тактику
Иногда актерам что-то не удается, и это может быть сильно неприятно и для вас, и для них. Такое разочарование рискует перерасти в коллективное буксование, и вот это действительно печально для всех. Попробуйте сделать небольшую паузу. Если в каждом дубле вам нужно от актера одно и то же, попробуйте сказать ему об этом разными способами. Например, если вам нужно покопаться в психологии персонажа и вы до этого разговаривали с актером о мотивации и намерениях, но это не сработало, попробуйте попросить его сконцентрироваться на физическом состоянии героя. Или попросите актера поиграть с ритмом и скоростью в следующем дубле. Порой, когда вы просите сфокусироваться на каком-то отдельном аспекте и меняете внутреннюю тактику, вы дарите их игре свободу. Это подобно звездопаду: вы не сможете увидеть падающую звезду, если будете смотреть прямо перед собой, но обязательно увидите ее периферическим зрением.
Советуйтесь с актерами
Актеры (особенно опытные) часто хорошо чувствуют, как сыграли, и поймут, если что-то пошло не так. Если вы позволите им высказать свои мысли вслух, они всегда найдут интуитивное решение, как поступать дальше, чтобы исправить ситуацию.
Всегда спрашивайте у актеров, готовы ли они двигаться дальше
Многие актеры заняты тем, чтобы во время дублей сделать все, как нужно режиссеру, но иногда они остаются неудовлетворенными, так как не сыграли все, что было у них внутри. Поэтому, если у вас есть время, спросите у актера, не хочет ли он сделать еще один дубль или показать еще что-то, даже если это будет совершенно иная версия сцены. То, что актер сыграет, вам может и не понравиться вовсе, но таким образом с его стороны появятся доверие и свобода в творчестве, а это пригодится вам в будущем. Актер будет открыт экспериментам и станет свободен, и вы увидите, как это будет полезно для фильма. С другой стороны, последний дубль может оказаться именно таким, какого вы добивались, когда делали актеру все эти замечания. Актеру просто необходимо чувствовать себя свободным, чтобы делать все, что действительно подсказывает его персонаж.
Актер может работать не так, как вы
Об этом нужно напоминать, особенно тем режиссерам, которые раньше были актерами. Конечно, имея актерский опыт (и оставаясь действующим актером), вы кожей чувствуете, как нужно работать с коллегами. Просто не нужно думать, что все знаете о том, как они должны играть, просто потому, что сами играли или играете.
Не хочу вас напугать, но…
Многие актеры работали с огромным количеством режиссеров и, в свою очередь, знают о разных режиссерских стилях больше, чем сами режиссеры. И если вам повезло оказаться на площадке с артистом, который работал с вашим любимым режиссером, обязательно поговорите с ним во время обеда… вы действительно можете многому у него научиться!
Источник: cinemotionlab.com